Квантовое сознание или мысль-материя?

Friday, March 28 2003 @ 01:00 AM MSK

Опубликовал: Admin

Настоящие ученые, невзирая на тревожную политическую ситуацию, продолжают заниматься поисками истины. В эти дни в Аризонском университете (США) закончилась международная научная конференция Quantum Mind 2003, где обсуждалась необычная тема - «Квантовое Сознание». Проблема родилась на стыке науки и философии с легкой руки знаменитого физика Роджера Пенроуза и известного ученого Стюарта Хамероффа, изучавшего на клеточном уровне нервные процессы головного мозга. Как ни странно, но в России эта же тема имеет давние корни, но разрабатывается с иной точки зрения.
Для русских исследователей Квантовое Сознание предстает не как нечто заключенное в черепной коробке, а как Информационное поле, охватывающее собой весь Универсум. Так человечество вновь возвращается к извечной проблеме Микрокосма и Макрокосма, а современная физика смыкается с той областью познания, которую многие пренебрежительно называют «метафизика». Историки науки утверждают что термин «метафизика» появился по воле случая - так была обозначена глава книги великого Аристотеля, которая располагалась «после физики».
Позднее, это вроде бы случайное противопоставление стало «основным вопросом философии» - что первично, а что вторично: материя, которую изучает физическая наука, или же сознание, мысль, дух - то, о чем традиционно размышляют философы и теологи. В науке нового времени была сформулирована так называемая психо-физическая проблема: если мысль нематериальна, как получается, что сознание человека может руководить его материальным телом? Может быть, мысль это все-таки что-то присущее самой материи? «Масла в огонь» добавила квантовая механика, где странное поведение микрочастиц демонстрировало некую «свободу воли» и координацию физических параметров поверх времени и пространства. Странная «пси-функция», возникшая в квантовом уравнении Шредингера, руководила - подобно высшей направляющей силе - поведением физических микрообъектов.
Именно в развитии этого направления поисков и лежит концепция Пенроуза и Хамероффа, которые доказывают, что вероятностные квантовые процессы внутри клеточных сосудов, ответственны за то, что мы с вами именуем сознанием. Поэтому не случайно на конференции Quantum Mind представлены не только физика, биология, неврология, но и психология, и философия, и даже культурология - поскольку в древних традиционных верованиях можно найти подтверждения современным научным гипотезам.
Я не буду здесь излагать идеи, высказываемые учеными разных стран по данным вопросам, - желающие смогут ознакомиться с ними по Интернету в тезисах докладов конференции Quantum Mind 2003 (есть там и изложение моей небольшой работы «Числа в пространстве»). Хочется рассказать о противоположном направлении поисков, ведь получается, что с двух концов ученые разных стран «пробивают тоннели» навстречу друг другу. Если американские исследователи стараются объяснить человеческое сознание, то по другую сторону Атлантики - в Европе и России строятся научные модели, создающие новую космологию, где раскрывается фундаментальное, космическое значение Информации.
Разумное начало Универсума приобретает научные права. В последние годы в работах многих российских и зарубежных ученых вырисовываются контуры синтетической теории, объединяющей фундаментальные основания геометрии и алгебры. Реализация этой программы ведет к глубокому переосмыслению таких первичных понятий как «число», «континуум», «бесконечность», «ноль», «точка», «предел», «бесконечно малое»...
Новые понятия и подходы только намечаются, - они различны, порой, не согласуемы друг с другом. Это естественно, ведь исследователи находятся в свободном поиске, а грядущие революционные перемены в логике науки связаны с неизбежными изменениями всей картины мира. Философско-мировоззренческие основания исследований были заложены еще в XIX веке отцами-основателями: так числовые пары открыл Уильям Роуан Гамильтон в ходе попыток алгебраически смоделировать Время, а алгебра Клиффорда, зачастую сейчас используемая в работах названного направления, самим ее создателем Уильямом Клиффордом воспринималась как математическое отражение философии Джона Беркли. Клиффорд в своих философских эссе ввел даже специальное понятие mind-stuff - мысль-вещество или мысль-материя. Кстати говоря, вождь русских революционеров Владимир Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» подверг Уильяма Клиффорда уничтожительной критике. Последующим поколениям российских студентов, которых в обязательном порядке заставляли конспектировать философский трактат вождя, было о чем задуматься.
И не удивительно, что у многих рождалась идея: а что если мысль - тоже некая «объективная реальность»? Но где же она, тогда, располагается, если в пространстве оставлено место только для материи? На излете советского периода особую популярность приобрел термин «ноосфера», который некогда ввел Владимир Вернадский, - словечко понравилось, однако рассуждения о метафизических вопросах сути дела не проясняли. Научная революция ХХ века породила в западно-европейской науке необычные направления.
Во Франции и Германии развивались алгебраические интерпретации квантовой механики, здесь же получили права гражданства геометрические концепции, позволяющие создавать необычные модели Вселенной, состоящей из нескольких взаимосвязанных миров. А итальянские физики пытались математические выразить закономерности гипотетического мира тахионов, обитающих «по ту сторону» скорости света. А в посткоммунистической России вспомнили о наследии Павла Флоренского - физика и философа, ставшего священником и погибшем в ГУЛАГЕ. В его работе «О мнимостях в геометрии» декларировалось существование «обратной стороны» пространственной геометрической реальности, которую выражают мнимые числа. Современные научные представления позволяют в общем виде обрисовать новую космологию, основанную на объединении двух теоретических моделей.
Модели геометрической, - 4-х мерный пространственно-временной континуум, и модели алгебраической - кватернионное время-пространство, где три мнимые оси и одна вещественная имеют размерность времени [t], а переводным коэффициентом пропорциональности между физическими размерностями выступает не скорость света C [x/t], а особая константа S[t/x]. Поскольку кватернионное время-пространство «образуется» не геометрическими точками, а ориентированными вращательными моментами, оно может рассматриваться в качестве РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО математического многообразия, где протекают независимые от нашего сознания информационные процессы. В таком случае, объективная сущность, выступающая сейчас под именем Информация, становится полноправным участником Универсума, наряду с тем, что именуется сейчас Вещество и Поле. Тогда ряд фундаментальных мировых констант дополняется постоянной Больцмана, которая используется в выражении для энтропии, фигурирует в современных теориях информации, но рассматривается в физике как некое эмпирическое число, не имеющее универсального характера.
То, что информационные процессы каким-то образом укоренены в самом фундаменте материи, свидетельствует хотя бы тот факт, что электромагнитные волны являются основным переносчиком информации, - способность кодироваться и декодироваться составляет их неотъемлемое свойство, которое не отражено в классических уравнениях Максвелла, но без которого существование человеческого разума в этом мире невозможно. Есть, однако, два различных подхода к данному вопросу. Общепринятая оценка известна - информация проявляется как некий параметр функционирования сложных материальных систем и не имеет значения для фундаментальной физической науки (свойство света переносить информацию оказывается тогда случайным «дополнением» к его физическим характеристикам).
Другой подход впервые сформулирован в явном виде Тейяром де Шарденом - это гипотеза о «радиальной составляющей энергии», то есть информация понимается как некая сущность - столь же свободно передающаяся и преобразующаяся в реальных процессах, как и то, что физики именуют энергией. Современные научные поиски в большей мере согласуются с этой гипотезой, нежели с обычной натуралистической точкой зрения. Парадоксальная ситуация сложилась: современная цивилизация основана на использовании информационных процессов, объективность информации стала поистине осязаемой, однако эту объективность по-прежнему связывают только лишь с нервными импульсами и сигналами, а такие важнейшие характеристики информации как Смысл и Значение - считаются всего лишь субъективно-психологическими условностями. Видимо, настала пора признать, что в новой космологии Информация, Смысл, Значение занимают фундаментальное место. Если естествоиспытатели до сих пор могли от этого абстрагироваться, то современные научные абстракции в своем развитии ныне сами подвели ученых к необходимости изменения механистического мировоззрения. Алгебро-геометрическое РАЗДВОЕНИЕ математических моделей мира ЛОГИЧЕСКИ ОЧЕВИДНО, остается только признать глубинную сущность, которая кроется за ним.
Суть дела не в «эквивалентности языков описания», а в том, что особенности уравнений показывают нам внутреннее устройство Универсума. Как писал Вернер Гейзенберг: «Уравнения знают больше нас»! Следует отметить, что в своих письмах В.Гейзенбергу его друг Вольфганг Паули незадолго до своей гибели восторженно рассказывал о новой необычной картине мира, основанной на раздвоении. Однако неясные обстоятельства заставили В.Паули объявить этот путь запретным, а безвременная смерть оборвала его исследования. Тем не менее, логика развития науки вновь приводит ученых к необходимости далеко идущих выводов.
Самым поразительным следствием новой космологии является странная модель, где весь так называемый «материальный мир» оказывается тонким потенциальным барьером, через который осуществляется информационное взаимодействие между сопряженными и дополнительными частями Универсума. Математически говоря, мы живем «внутри» мнимой единицы, сопрягающей противоположные грани Универсума, выражаемые в геометрическом и алгебраическо-числовом континуумах, а границы нашего мира обозначены для нас фундаментальными физическими константами S=h/e2 [t/x] и C [x/t] - вехами микро и мега масштабов. Я понимаю, что предлагаемая здесь интерпретация математических построений (которые к тому же не являются пока общепризнанными) может вызвать обвинения в мистике и лженаучности. Однако следует заметить, что современная наука ныне оказалась в положении, в котором она находилась во времена своего зарождения, когда ученые использовали для познания многообразные модели, наглядно-художественные образы, логически не выверенные понятия и амбивалентные термины. Поэтому, есть смысл предположить: в традиционных религиозных и мистических учениях на самом деле содержится то, что обычно именуют «рациональное зерно».
Иными словами, в будущей научной теории мы сможем логично и последовательно связать воедино все, что пока остается за рамками современной «научной картины мира». В такой постановке проблемы нет ничего лженаучного, мы можем спокойно ставить задачу, решать ее и, наконец, решить. При единственном условии: если мы при этом не будем терять критичности и осторожности, не будем впадать в безудержное фантазирование и словоблудие. Так или иначе, есть надежда, что фундаментальная наука отнюдь не закончилась, - в Третьем тысячелетии у ученых найдется много предметов для размышления. г.
Красноярск

Источник: Правда.РУ

 

0 Комментарии



http://www.credit.ru//article.php?story=200303283088978401

 

 
Сайт управляется системой uCoz