Может ли наука найти душу?
Есть ли у
вас душа? Что такое душа? Почему миллионы
людей во многих культурах верят
в бессмертную душу, в то время как многие ученые не верят в нее? Жизнь людей часто наполнена болью и
отчаянием и тогда вера в бессмертную
душу предлагает надежду для человека,
понесшего тяжелую утрату. Эта духовная сущность, которая так или иначе связана
с каждым человеком, может преодолеть, как полагают, смерть, обещая счастливое время завтра, а не сегодня. Но учитывая
замечательные достижения нейрологии, физики, химии, биологии в понимании того,
как работает мозг, большинство ученых становятся на сторону материализма,
полагая, что только физическая действительность реальна. Материалисты отрицают
дуализм и не верят в то, что какой-нибудь независимый, нефизический компонент, называемый душой, существует в
реальном мире. Может ли наука помочь в поисках души? История записала древний и
длительный конфликт между наукой и религией, и сражение между ними еще в
разгаре. Мы пригласили пять экспертов, которые на наш взгляд, могут помочь нам
разобраться в этой сложной проблеме.
************************
УЧАСТНИКИ
Доктор Уоррен Броун -
профессор психологии Теологической Семинарии в
Пасадене, Калифорния, где он - руководитель психофизической лаборатории.
Идейный христианин, Уоррен,
удивляет нас, отрицая
необходимость традиционной веры в
Христианскую душу.
Доктор Дин Радин, физиолог-экспериментатор, является
руководителем Научно-исследовательской
лаборатории Сознания в Университете Штата Невада. Дин полагает, что научное исследование доказывает
экстрасенсорные и другие психические явления, но он сомневается, что существуют
хорошие доказательства существования души. ( Дин - наш давний знакомый по книге "Сознательная Вселенная",
несколько глав из которой мы поместили на нашем сайте,
прим. Автора сайта).
Доктор Джон Сеарл,
профессор философии Университета Калифорнии в Беркли и автор многочисленных книг в области
разума, разрабатывает строгий
подход к сознанию и не верит в существование нематериальной души.
Доктор Чарльз Тарт,
профессор психологии Калифорнийского университета Калифорнии. Чарльз полагает,
что мы, как разумные люди, нуждаемся
и в науке и в духовности.
Фред
Алан Вольф,
физик-теоретик, международный
лектор и автор многих книг по физике и разуму. Фред предполагает фундаментальную духовность
в физическом мире.
*****************
РОБЕРТ:
Чарльз, ваша недавняя книга "Тело,
Разум, Дух" подчеркивает особую
важность духовности. Какая
взаимосвязь между существованием души,
если такой нематериальный объект существует,
и духовностью?
ЧАРЛЬЗ:
Духовность основана на идее, что человеческая жизнь - больше, чем только краткосрочный миг земного
существования.. Эта идея может иметь огромное влияние на то, как люди проводят свою жизнь. Лично, я не думаю,
что решающим фактором должна
быть вера - что мы должны только или верить в душу или
в духовность или не верить в них. Я думаю, что мы должны найти доказательства того, что остается нечто
за пределами смерти физического
тела. И я нахожу, что имеются некоторые
доказательство для подобных утверждений, которое делают духовность
намного более интересной для меня,
чем если бы это была
только вера.
РОБЕРТ: А
как бы повлияло на нашу жизнь наличие твердого доказательства о возможности определенной
жизни духа после смерти тела ?
ЧАРЛЬЗ:
Безусловно, это обстоятельство сильно изменило бы нашу жизнь. Предположим, что
Вы знаете, что вскоре умрете. Чтобы
Вы сделали в последние ваши
часы?
РОБЕРТ:
Вероятно, я бы больше провел встреч, подобных этой. Как вы думаете, это правильно?
ЧАРЛЬЗ:
Конечно.
РОБЕРТ:
Фред, ваша книга, Духовная Вселенная
утверждает, что имеются научные доказательства существования души. Как Вы
можете применять физические методы в доказательстве чего-то нефизического?
ФРЕД: Прежде всего, мы должны
определить то, что мы понимаем под
душой. Если мы можем дать
определение, которое можно подвергнуть научному исследованию, то,
следовательно, мы можем доказать существование души с помощью научных методов.
Как кажется, в природе квантовой
механики, или квантовой физики можно найти определенные указания на
существование духовности в физической вселенной.
РОБЕРТ:
Уоррен, вы - нейролог и физиолог -
и верующий Христианин. Вы участвовали
в издании книги под названием "
Что случилось с душой?" Не расскажете ли вы нам, что именно случилось?
УОРРЕН:
Мы полагаем, что идея души не является
необходимой. Но это не означает, что Бог не существует или что нет духовного
мира. Но это подразумевает, что Вы не обязаны добавлять нефизический элемент (или душу) к нашему
физическому миру для понимания,
что такое человек.
РОБЕРТ:
Отрицание существования бессмертной души как-то сильно отличается от Христианской ортодоксии, это звучит странно даже для меня, не увлекающегося теологией.
УОРРЕН:
Да, конечно. Большинство Христиан,
вероятно, не приняло бы положения об отрицании существования бессмертных душ, но я не вижу особой
необходимости веры в бессмертную душу. РОБЕРТ:
Джон, вы один из первых вновь обратили
внимание на дух как на объект
для изучения. Но это не означает, что
Вы защищаете тезис о
существовании души?
ДЖОН:
Это зависит от того, что Вы подразумеваете под душой. Имеются различные
определения "души", и из-за этой путаницы я не вижу много смысла в
понятии душа. Есть, например, определение Аристотеля , которое говорит, что
душа это принцип организации тела. Я не
имею никаких возражений к этому определению. И если под душой вы понимаете
разум, мысль, то я за это. Но имеется другое определение души - которое идет от
Декарта или от дуалистов, которые говорят, что душа это как бы определенная
вещь, приложенная к вашему телу и когда ваш мозг и тело погибают, душа
освобождается для собственного свободного существования. Вероятно, очень хорошо
в это дело верить, но я не видел никаких доказательств для этого. Все опыты, которые я когда-либо имел,
вызывались процессами в моем мозгу. Я
не думаю, что от меня останется душа после
гибели моего мозга, подобно
тому, как без желудка я не
могу переваривать пищу.
РОБЕРТ:
Дин, ваша книга "Сознательная
Вселенная" утверждает, что
научные методы и научный подход
вполне применимы к исследованию явлений psi или к изучению паранормальных явлений. Возможно ли применить научный метод к доказательству существования души?
ДИН:
Да, те же самые научные методы можно
применить к изучению явлений, которые
могут быть после смерти тела. Вы , вероятно, полагаете, что я, как
парапсихолог, весьма сочуственно
отношусь к идее существования души, но на самом деле я сильно сомневаюсь в том,
что у нас есть какие-то хорошие доказательства существования чего - то
подобного бессмертной душе, которая может пережить смерть тела.
РОБЕРТ: В
начале развития парапсихологии, исследования проводились как раз в направлении
поиска доказательств существования
бессмертной души. Медиумы проводили многочисленные сеансы, на которых якобы
умершие люди общались с живыми. Подобные исследования больше не в фокусе
парапсихологии. Почему?
ДИН:
Да, парапсихология развивалась вначале
как изучение феноменов, с которыми
имели дело медиумы. Но затем было установлено, что на самом
деле существует телепатия и тогда
непонятно, с кем на самом деле связывается медиум, с умершим или с тем, который
о нем вспоминает или помнит.
РОБЕРТ:
Действительно, это не простая задача - даже если Вы верите в psi - установить - с кем общается медиум, с родственником умершего или с
самим умершим. И что , подобные исследования
уже не нужны?
ДИН:
Нет, я так не думаю, а полагаю, что подобные исследования ( о контакте с
умершими) чрезвычайно важны. Но трудно поставить опыт, который бы исключил
возможность телепатии от живых людей..
РОБЕРТ:
Чарльз , Вы согласны с Дином?
ЧАРЛЬЗ: Я
хочу немного уточнить положение дел. Если посмотреть на старые исследования
медиумных феноменов, там действительно много ерунды. Но иногда медиум говорит вполне определенные вещи относительно его или ее
прошлой жизни - причем такие вещи,
которые ему никогда не могли быть
известны. Поэтому приходится выдвигать постулат, что или существует душа после
смерти тела или медиум обладает какими -то необычайными способностями получать
подобную информацию.
РОБЕРТ: Здесь есть проблемы. Вначале надо
предположить, что определенная информация не может попасть к медиуму даже через подсознание, а затем надо устранить
серьезную логическую проблему, состоящую в том, что медиум должен получать сигналы только от духа, но не
благодаря своим психическим способностям типа ясновидения или телепатии.
ЧАРЛЬЗ:
Поэтому доказать существование души после смерти чрезвычайно трудно. Но я
думаю, что это только сложная, но в принципе разрешимая проблема.
РОБЕРТ:
Уоррен, как Вы приблизились к пониманию души с научной точки зрения? Вы руководите нейрофизической лабораторией, и вы изучаете болезни мозга.
Вы наблюдаете фундаментальное взаимодействие мысли и мозга, когда работаете с вашими пациентами. Кроме того, и это
тоже важно для нашей беседы здесь , вы имеете сильное тяготение к христианству. Как увязать эти разные подходы в решении проблемы
научного поиска души?
УОРРЕН:
Из нейрофизиологии известно, что определенные повреждения мозга изменяют
сознание человека, а в определенных состояниях изменяют даже собственные
представления о духовности. Простой пример - эпилепсия височной доли, при
которой человек имеет что-то вроде религиозных переживаний. Но мы знаем, что
эти переживания вытекают из физических
особенностей мозга, в связи с чем нет необходимости прибегать к постулату
существования души, чтобы объяснить это явление..
РОБЕРТ:
Как Вы увязываете свои взгляды о ненеобходимости существования
бессмертной души с вашей Христианской
верой?
УОРРЕН:
Чтобы остаться в пределах Христианского богословия, надо согласиться
или на постулат, что Бог существует, или что наша духовность (душа)
это способность быть в духовных
отношениях с Богом. Но нет
необходимости допускать наличие особого объекта - души, которая влияет и определяет наши переживания.
РОБЕРТ:
Чарльз, одна из ваших известных книг -
"Измененные состояния
сознания" доказывает , что имеются физические причины для особых
духовных опытов.
ЧАРЛЬЗ:
Мы cмешиваем здесь несколько вещей . Мои знания измененных состояний сознания
говорят мне, что душа может проявлять себя совершенно в разных аспектах.
Медитация, гипноз, сны, состояния сознания под действием наркотиков, все это
важно для нашего опыта. Все вместе эти состояния дают разные картины мира. Но эти состояния не дают нам твердого
доказательства, что существует нечто за пределами нашего физического тела
РОБЕРТ:
Вы можете сделать следующий шаг и привести доказательства новой
реальности, существующей за
пределами нашего физического мира?
ЧАРЛЬЗ:
На мой взгляд парапсихологические
исследования, проводимые по научной методологии, являются этим доказательством.
Согласно материалистической точке зрения, предполагается, что вся информация
поступает к нам через физические чувства
и нельзя общаться с людьми без помощи этих чувств. Поэтому,
если тщательно выполненные эксперименты доказывают существование особой
телепатической связи между людьми, это
говорит о многом. Мы достаточно часто получали необычные данные, чтобы я, как
ученый, не сомневался в том, что временами человеческий разум способен на такие
вещи, которые невозможно объснить с точки зрения нейропсихологии или принятой
физики. Эти факты говорят мне, что я должен относиться к идее духовности более
чем серьезно. У меня не философская
наука, а экспериментальная наука. Разум способен на такие вещи, на которые не
способен мозг.
РОБЕРТ:
Вы в одно и тоже время глубоко интересуетесь духовностью и
являетесь ученым - практиком. Как вы совмещаете эти два разных мировоззрения?
ЧАРЛЬЗ:
Человек имеет много аспектов и если заниматься только одним, то неизбежно
проигрываешь в другом. Но я не хочу
быть в заблуждении
и верить во что-то только потому, что
мне это приятно. Я хочу, чтобы наука могла обосновать мою веру. С другой стороны, я не
хочу погружаться в наукообразие - и
думать, что последние физические теории открывают последнюю истину. Я думаю,
что у нас есть доказательства тому, что мысль и дух существуют вне физического
тела и мозга.
ДЖОН:
Допустим, некоторые люди думают, что мы имеем такие доказательства. Но я сильно
сомневаюсь, что эти доказательства действительно существуют. Что мы имеем, и я
надеюсь, что Чарльз согласился бы с этим, то это какие-то странные опыты,
которые мы называем мистическими. Такие опыты действительно есть, в них нет никакого сомнения. Но чем они вызваны,
вот в чем вопрос. Можно принять наркотики, алкоголь и видеть чертей, но есть ли
они на самом деле или это только плод больного сознания? Или сидит
вот здесь детина и сгибает ложки
в другом конце зала. Опыты такие были точно, но они не были поставлены строго с
научной точки зрения.
ФРЕД:
Мы смотрим не в том направлении. Предположение, которое каждый здесь
делает, что реально только физическое.
А ведь теперь ясно, что что-то
физическое может находиться за пределами того физичекого, которое его
порождает. Например, магнитное поле существует в пространстве и во времени, но нет никакого физического
магнитного поля, содержащего массу или энергию. Для описания этого поля мы
пользуемся словами - это волны или силы и так далее. Но для тела мы принимаем,
что все, чем оно обладает, содержится
только в нем.. А ведь имеются
ясные доказательства субъективной природы, духовной сущности, которая указывает, что люди имеют
память о вещах, о которых они не могли получить знание в их жизни.. Изгибание ложки может или не может быть фальшивым; я
не знаю. Но имеются доказательства
духовных связей, происходящих за
пределами индивидуального "Я".
РОБЕРТ: Фред, вы пытались изучить природу души
в Восточных религиях. С какой стати нам , людям двадцать первого века, могут
пригодиться эти древние религии и дают
ли они нам знания о том, кем мы являемся?
ФРЕД: Ленин говорил о Российской Революции: " Один шаг вперед, два шага
назад ". Надо время от
времени оглядываться назад, чтобы понять, где мы идем. Например, в древних
учениях как Кабала ( эзотерическая интерпретация Еврейских священных писаний
раввинами-мистиками) , или в верованиях
людей, живших когда-то в Халдее,
в долинах рек Тигр и Евфрат, природа души и сознания изображается примерно так,
как современные физики сейчас трактуют космический вакуум. Вакуум космоса
может быть местом души. Являются ли колебания в вакууме
сознательным бытием, в котором мы все
принимаем участие? Какую память мы имеем? Мы думаем - это моя память. Но наш
мозг имеет возраст миллион лет и он имеет свою память..
РОБЕРТ:
Уоррен, Вы удивляетесь, слушая эти высказывания
Фреда. Как вы относитесь к представлениям Фреда по поводу коллективной памяти?
УОРРЕН: В
пределах моей области науки эти
вопросы не поднимаются.. Я, конечно,
думаю, что Бог существует, и что имеется духовная вселенная. И что в
древних религиозных традициях были
попытки представить или понять эту духовную вселенную. Но что касается
собственно меня или моей души - это совсем другое дело.
РОБЕРТ:
Чарльз и Фред , вы в своих трудах
пытаетесь сместить с высокого научного пьедестала научный материализм примерно
таким образом. Наука, по вашему мнению,
потеряла право объяснять мир,
поскольку она причинила больше
плохого, чем хорошего в человеческой истории. Поэтому нам надо обратиться к
другим системам знания, чтобы
разобраться в существующей реальности. Но разве вы не путаете этику с
действительностью? Мое мнение состоит в
том, что наука аморальна по своей сути. Она не имеет отношения к этике.
ЧАРЛЬЗ: Я
не имею ничего против науки, и я не приписываю плохие вещи науке .
А вот что делают люди с
истинами, добытыми наукой - вопрос этики и интеллекта. Против чего я возражаю, так это против
сайенстизма.
РОБЕРТ:
Сайенстизм - это система верований, согласно которым только наука имеет право на
последнюю истину.
ЧАРЛЬЗ: Я
против религиозного отношения к науке. Наука -открытый процесс, она говорит,
давайте посмотрим на эти данные и построим теорию. Но когда наука
превращается в научный фанатизм, я
отрицаю такой подход. Предположим ситуацию, когда кто-то получил определенный
духовный опыт. Я знаю таких людей. И когда они пытаются рассказать об этом
опыте ученому снобу, они слышат в
ответ: " Этого не может быть! Ты
просто сумасшедший!" Я
выступаю против такого научного высокомерия. Это и есть сайенстизм.
ФРЕД: У
меня вначале было такое высокомерие. Но когда я поездил по миру, познакомился
со многими людьми, народами, их
верованиями, я постепенно начал меняться. Но вначале я чувствовал себя
одноглазым королем в стране полностью слепых. Фактически, на самом деле, я был
слепцом. Я думал, что я вижу все; но на
самом деле я ничего не видел. И когда я,
наконец, достиг нового видения,
это полностью изменило мой взгляд на науку.
И я начал относиться к науке как
к инструменту, который должен помочь нам копнуть глубже и лучше понять природу
человека. Но я не думаю, что мы достигли того, что нам надо. Я думаю, что мы
все все еще спим, механически опираясь на наш интеллект, полагая, что он
выведет нас из болота. А вот когда мы научимся применять наше сердце и наш дух,
также как и наш мозг, вот тогда перед
наукой откроются новые
горизонты.
РОБЕРТ:
Чарльз, как духовность влияет
человеческую жизнь? Вы
занимаетесь трансперсональной психологией. Что это означает?
ЧАРЛЬЗ:
Люди хотят иметь цель и смысл в своей
жизни. У людей существует необходимость в ощущении того,
что они являются частью чего-то более большего, чем они сами. Биологического
вознаграждения - не достаточно. Мы нуждаемся в чем-то более глубоком. Наши
традиционные религии обеспечивали значение, смысл и цель человеческому существованию,
но сейчас, при современном развитии науки, этого недостаточно. Для очень многих
людей традиционные религии сейчас неэффективны, так как основаны только на
вере. Мы нуждаемся в практической духовности, которая совместима с нашим научным знанием.
РОБЕРТ:
Что означает " практическая
духовность " ?
ЧАРЛЬЗ:
Практическая духовность это не только набор идей, она включает также сердце и
чувство, но это должно быть образованное сердце. К чувству необходимо
добавить знание, интеллект, интуицию. Я согласен с Фредом в этом представлении.
РОБЕРТ:
Джон, разве не удивительно, что биологические системы имеют потребность в
смысле, значении и цели своего существования?
ДЖОН:
Это очень удивительно и несомненно эта
потребность появилась в процессе эволюции.
ДИН:
Да. Ключевой вопрос, " Есть ли научные свидетельства для духа,
существующего за пределами обычных пространственно-временных границ?" Я
полагаю, что духовность может существовать за этими пределами.
РОБЕРТ: А какие доказательства есть у науки такому
представлению??
ДИН:.
Конечно, научные доказательства для изгибания ложек духом или простой мыслью
практически отсутствуют. Но как
правило, люди знают только про изгиб ложки. А ведь на самом деле мы имеем массу
доказательств, опубликованных в хороших журналах о том, что действительно
существуют аномальные случаи, поддерживающие
идею духовности ( спиритуализма). ( См. книга Дина Радина - "
Сознательная Вселенная" на нашем сайте).
ДЖОН: я
приветствую все твердо установленные факты. Мы только не должны предполагать, что аномальные явления исключительно
работа мошенников или что-то сверъестественное. Имеются другие возможности.
Была, например, лошадь Ганс в девятнадцатом столетии, которая знала арифметику
и хорошо умела считать, но на самом деле, она получала подсознательную
информацию от тренера.
РОБЕРТ:
Фред, как люди реагировали на вашу книгу о
духовной вселенной?
ФРЕД: я
получил очень хорошие ответы - особенно
от людей, знакомых с наукой и которые чувствуют, что они потеряли ощущение
духовности. Они хотят ощущать
духовность, но они чувствуют, что наука выбила из под них эту опору. Они
обращаются к подобным книгам,
чтобы их научное понимание мира не
приводило к потере духовности.
РОБЕРТ:
Чарльз, Вы имеете Web-site,
где ученые могут изучать их собственную духовность.
ЧАРЛЬЗ:
Да. TAST [акроним для трансцендентного опыта ученых), это
сетевой (on-line) журнал, посвящен трансцендентным опытам, о которых сообщают
ученые. На
Web-site [www.issc-taste.org],
ученые могут анонимно отправить по почте их собственные духовные опыты,без опасения, что над ними будут смеяться. За
эти годы многие ученые рассказали мне о
необычных опытах, с которыми они имели дело и о которых они позже говорили
" Странно, это невероятно, это изменило мою жизнь, этого не может быть, но
тем не менее было." Во многих случаях мой веб-сайт был единственным
местом, где они могли рассказать об этих странных опытах из за того, что
насмешки коллег могли как-то повлиять на них или их научную карьеру. Такие
опасения действительно обоснованы из- за социальных условий нашего времени. И я
хочу изменить это.
РОБЕРТ:
Вы говорили, что ученые сегодня
занимают такую социальную роль,
которая была раньше у многих священников. Ученые постоянно напоминают нам, что может
быть, а что не может быть никаким образом.
ЧАРЛЬЗ: К
сожалению, доминирующий материалистический и
редукционистский климат современной науки ( социологи называют
это сайенстизмом) a priori отклоняет трансцендентные, трансперсональные или любые psi -опыты. Я
же , как физиолог, полагаю, что без этих опытов невозможно изучение
всего спектра сознания.
РОБЕРТ:
Джон, а как Вы реагируете на сообщения о трансцендентных опытах?
ДЖОН: Нет
никаких сомнений в том, что существуют странные, необычные опыты и мы
должны
их изучать и интересоваться ими. Но из существования этих опытов не следует
существование какой-то новой реальности или что люди, имеющие такие опыты,
находятся в контакте с мировым разумом. .
РОБЕРТ:
Но чтобы постигнуть свойства человеческой души, мы должны изучить такие трансцендентные опыты.
ДЖОН:
Конечно. Ясно одно, что опыты такие есть и их надо изучать, а не смеяться над
ними.
УОРРЕН: Я
не совсем согласен с тем, что из существования таких опытов ничего не следует
особенного. Если действительно такие
опыты существуют, то они могут изменить
отношение людей к собственной жизни и отношение людей к друг другу. В научном
смысле я согласен с Джоном, а в личном
плане из таких опытов следует очень многое.
ДЖОН: Когда
я говорю, ничего не следует, это означает, что если я , например, имею
мистический опыт, в котором у меня появляется доказательство существования
Бога, то из этого опыта не следует ,
что Бог действительно существует. Мой опыт - это только мой опыт.
УОРРЕН: Я
согласен с таким подходом, с научной
точки зрения.
ДЖОН: С
любой точки зрения. Я могу иметь мистический опыт, и это, возможно, был
очень интересный опыт, но отсюда
ничего, ровным счетом, не вытекает.
РОБЕРТ: Вот
фундаментальный вопрос: Может ли мысль существовать за границами мозга? Или эти мистические опыты вызываются какими-то хаотическими биологическими процессами в
мозгу?
ЧАРЛЬЗ: я
могу запрограммировать таким образом
мой компьютер, что он внезапно
распечатает: " Я вошел в контакт с
Мировым Разумом и теперь я знаю все на свете. " Естественно, мы весьма
справедливо расценили бы эту распечатку как абсолютную чепуху. Ведь эта инструкция - только случайная
конфигурация электронов в компьютере. Предположим далее, что приходит человек и
сообщает, что он только что был в контакте с Мировым Разумом и получил определенные истины - РОБЕРТ: Вы обратились бы к
доктору и попросили бы осмотреть этого человека?
ЧАРЛЬЗ:
Возможно, я так бы и поступил, но я бы спросил себя, а может быть тут что-то
было на самом деле? Ведь я знаю экспериментальные доказательства реальности телепатии, поэтому этот опыт мог
быть вызван не только расположением
электронов в голове.
ДЖОН:
я согласен с таким подходом.
РОБЕРТ:
Есть два различных аспекта , к которым
мистические опыты имеют отношение. Первый аспект - внешний мир, сущность вселенной, природа реальности,
в том смысле, как Джон
говорит " ничто не следует. " Вторая категория - психофизическая взаимосвязь мысли и тела и
как мысль может влиять на состояние
тела. Хорошей иллюстрацией этому может быть
эффект плацебо, когда работает простое самовнушение и человек
выздоравливает от реальной болезни по сути дела без лекарства
УОРРЕН:
Правильно. Я тоже думаю, что
мистические опыты имеют отношение к психофизическим взаимодействиям мысли и тела,
но не к природе Бога.
ФРЕД: Для нас - людей очень важно иметь
смысл жизни, во имя чего мы живем и , если этот смысл размывается некоторой
системой взглядов - сайентизмом, философией или религией, то мы в опасности.
Мы должны найти другие возможности.
ДИН: Имеется еще одна - третья
категория, относительно которой мы
можем оценить смысл мистических опытов. Дело касается чистой физики. Если
кто-то имел какие-то странные опыты, то их надо понять в физической лаборатории,
с помощью физических методов. Вероятно, в этом случае мы можем продвинуться
дальше в их понимании.
ФРЕД:
Физика - это не оконченная наука, она развивается, вероятно, то, что она
достигла - это только ее начало.
РОБЕРТ: В заключение давайте представим себе, что будет с представлениями о душе или сознании через
сто лет?
ЧАРЛЬЗ: Мы
будем иметь доказательство того, что
один разум сможет связываться с другим
без помощи известных на сегодня средств коммуникации.
ДЖОН:
Через сто лет весь аномальный на сегодня материал о поведении мозга не будет
выглядеть для нас таким таинственным.
ДИН: Я
полностью согласен с Джоном , но я также полагаю, что наше расширенное
знание, которое появится через сто лет,
сделает переворот сегодняшних представлений о душе.
УОРРЕН:
Я согласен с этими мыслями, но все
равно останется тайна космоса. Мы не будем способны с научной точки зрения понять,
как Бог действует во вселенной.
РОБЕРТ:
Будут ли загадки, которые останутся?
ФРЕД:
Да. Сейчас мы только подходим к представлению того, что есть нечто, что нас
объединяет. Причем это не только мозг, не только мысль, не только мы сами, вы
или они. Это нечто станет более
реальным для нас.
РОБЕРТ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о
существовании нематериальной души чрезвычайно сложный. Ученые и богословы подходят по разному к решению этого вопроса.
Я задаю один вопрос? Может ли наука помочь в поисках души? Можно ли решить этот вопрос
научными методами? Мой ответ -
да и нет. Да, в том смысле, что
накапливающиеся знания о мозге устраняют искусственные тайны, которые считались
областью действия души. Нет, в том
смысле, что останется что-то за пределами научных методов. Некоторые говорят,
что мы должны гармонично объединить науку и богословие - но иногда дихотомия,
а не гармония, приводит нас к истине.
книга
Body,
Mind, Spirit - Dr. Charles Tart
книга
The
Spiritual Universe - Fred Alan Wolf
[www.issc-taste.org] - сетевой (on-line) журнал, посвящен трансцендентным
опытам
www.olmapress.ru
***********************************